Новости и события

Ключевые тренды отрасли хранения и перевалки нефтепродуктов: прогнозы и направления модернизации терминалов

2025-09-09 18:05 Новости и статьи
Отрасль хранения и перевалки нефтепродуктов в России переживает период глубоких изменений. Смена логистических маршрутов, рост цифровизации, повышение требований к безопасности и переход к новым видам топлива формируют стратегию развития на ближайшие годы.

Железнодорожная поддержка грузопотоков

Общая погрузка на сети РЖД в 2024 году составила 1,181 млрд т, что на 4,1% ниже показателя прошлого года. Это отражает общую коррекцию грузовой базы, однако в контейнерном сегменте был достигнут рекорд — рост на 5,9% до 7,9 млн ДФЭ (company.rzd.ru, rzd.ru). Для терминальной инфраструктуры это означает усиление роли контейнерной логистики и потребность в сопутствующих мощностях.
По данным совета по железнодорожному транспорту (railsovet.ru), наблюдается снижение перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД. Для терминалов это сигнал к необходимости выстраивания «резервной» железнодорожной логистики — гибкости складских операций, готовности к пиковым переключениям номенклатуры и маневренности в распределении потоков.
Железнодорожная инфраструктура становится страховочным каналом устойчивости потоков, и терминалы должны адаптироваться к этим изменениям

Рост глубины переработки и повышение качества продуктов

В 2024 году объем первичной переработки составил ~266,5 млн т (−3,1% к 2023 г.), однако глубина переработки выросла до рекордных ~84,4% — результат многолетних программ модернизации НПЗ (Нефтегаз, nangs.org). Это меняет структуру продуктового выхода: возрастает доля светлых фракций и продуктов глубокой переработки.
Дополнительным фактором стали внеплановые ремонты и техриски, включая повреждения отдельных НПЗ (Коммерсантъ). Это повышает значимость резервных мощностей и готовности терминалов к оперативному перераспределению потоков.
От терминалов требуется точность учета качества и температурных режимов, гибкость в приеме новых продуктовых номенклатур и способность работать с более «глубокими» продуктами.

Цифровизация и импортозамещение в АСУ ТП

Российский рынок автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) продолжает демонстрировать устойчивый рост. Если в 2022 году его объем оценивался примерно в 73 млрд руб., а в 2023-м — в 85 млрд руб., то в 2024 году рынок достиг уже 124 млрд руб., показав прирост почти на 50% за год (ncc.ru). По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2025 году объем рынка может превысить 180 млрд руб., а к 2030 году — достичь более 250 млрд руб.
Динамика подтверждает, что импортозамещение в АСУ ТП и КИПиА стало не временной мерой, а долгосрочной стратегией. Терминалы и нефтебазы активно переходят на отечественные платформы, внедряют сквозную телеметрию резервуарных парков, интегрируют СУТП с коммерческим учетом и системами промышленной безопасности.

Практика внедрения

  • «Транснефть» внедряет отечественные АСУ ТП на магистральных нефтепроводах и резервуарных парках, делая ставку на предиктивную аналитику и отказ от зарубежных SCADA.
  • «Газпром нефть» развивает цифровые двойники технологических объектов, включая системы учета хранения и перевалки.
  • «ЛУКОЙЛ» модернизирует НПЗ и терминалы с использованием отечественных КИПиА, интегрируя их с системами промышленной безопасности.
  • ОТЭКО (порт Тамань) расширяет применение российских решений в автоматизации терминальной инфраструктуры для наливных грузов.
В 2025–2026 годах цифровизация и импортозамещение станут определяющими факторами развития отрасли хранения и перевалки. Терминалы, которые успеют адаптироваться и внедрить новые технологические решения, получат стратегическое преимущество на рынке.

Безопасность как стратегический приоритет

Рост цифровизации и активное внедрение отечественных решений в системах автоматизации технологических процессов (АСУ ТП) и инженерной инфраструктуре приводят к резкому увеличению требований к кибербезопасности. По данным отраслевых исследований (ncc.ru, ultimatec.ru), рынок ИТ- и киберзащиты развивается синхронно с рынком АСУ ТП, а риск-ориентированный подход в надзоре усиливает внимание к устойчивости критических объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Отдельное направление — защита от беспилотных летательных аппаратов. Для терминалов и нефтебаз это уже не экзотика, а обязательный элемент промышленной и транспортной безопасности. Противодроновые системы, интеграция их с комплексами охраны, а также страховые требования формируют новые статьи расходов компаний. В результате CAPEX и OPEX проектов модернизации всё чаще закладывают отдельные бюджеты на цифровую и физическую защиту, а выполнение этих мер становится нормой для всех операторов отрасли.

LNG/LPG и газовая логистика

По последней оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ), экспорт СПГ из России в 2025 году ожидается на уровне 46 млрд м³ (≈ 33,35 млн т), что означает снижение на 2 % по сравнению с рекордным 2024 годом (47 млрд м³ or ≈ 34,075 млн т)

Терминалы должны учитывать уменьшение объёмов, но при этом сохранять готовность к климатически сложной работе (например, маршруты через Мурманск и Северный морской путь). Это означает необходимость инвестиций в устойчивость и гибкость инфраструктуру: криогенные резервуары, адаптацию к арктическим условиям, альтернативные маршруты перегрузки.

Приоритеты на 2025–2026 годы

Сквозная цифровизация учета и планирования
Переход на отечественные платформы АСУ ТП, внедрение предиктивной аналитики, интеграция коммерческого учета, онлайн-баланс резерваций/парков, МRO-аналитика — как ответ на рост рынка СУТП и импортозамещения.
Повышение надежности и промышленной безопасности
Обновление критического КИПиА, систем пожаротушения/газоанализа, комплексные решения кибербезопасности и противодроновые меры; регулярные аудиты по риск-ориентированной модели.
Оптимизация издержек через глубину переработки и качество продукта
Рост глубины переработки меняет номенклатуру и требования к качеству — терминалы выигрывают при наличии точного учета, автоматизированного контроля параметров и готовности к качественному миксу.
Стратегический пересмотр инфраструктуры
Необходимость инвестиций в устойчивость и гибкость инфраструктуру: криогенные резервуары, адаптацию к арктическим условиям, альтернативные маршруты перегрузки.
Отрасль хранения и перевалки нефтепродуктов меняется динамично, а модернизация терминалов становится ключевым фактором конкурентоспособности. Эти процессы будут в центре обсуждения на форуме «Терминалы и нефтебазы 2025», который пройдет 29 октября в Москве.